суббота, 28 января 2012 г.

Константин Маковский

Автопортрет. 1860 (351x532, 20Kb)



"Я не зарыл своего богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы.
Я слишком любил жизнь, и это мешало мне
всецело отдаться искусству".

К.Е. Маковский

Под венец. 1884 (700x526, 132Kb)
Под венец. 1884

Произнося фамилию Маковский, в наше время для многих она с начало ассоциируется с произведения московского жанриста Владимир и только потом с его старшим братом Константином, представителя так называемой "позднеакадемической живописи". Однако во второй половине XIX века слава Константина Маковского и в России, и за ее пределами была несравнимо выше известности Владимира Маковского и других художников демократического направления.


Будущий художник, Константин Егорович Маковский, родился 20 июня (2 июля) 1839 года. Его отец, Егор Иванович, был известным художественным деятелем Москвы, одним из учредителей Натурного класса. Творческая атмосфера окружала будущего художника и его брата с самого детства. В доме отца постоянно бывали знаменитые живописцы, преподаватели училища. Неудивительно, что все дети Егора Ивановича: дочь Александра, сыновья Константин, Николай и Владимир, воспитанные в духе любви к искусству, под влиянием отца, эрудита и энтузиаста, стали художниками. "Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу", - писал на склоне лет Константин Маковский.



"Автопортрет" 1860

Русалки. 1879 (700x530, 64Kb)

Русалки. 1879

Цветы. 1884 (687x700, 96Kb)
Цветы. 1884

Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1869 (700x464, 151Kb)
Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1869

Боярский свадебный пир в 17 веке. 1883 (700x405, 120Kb)
Боярский свадебный пир в 17 веке. 1883

Боярыня у окна. 1885 (430x700, 97Kb)
Боярыня у окна. 1885

Святочные гадания. 1890-ые (700x480, 121Kb)
Святочные гадания. 1890-ые

У околицы. 1890-ые (382x700, 112Kb)
У околицы. 1890-ые

Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода. 1890-ые (595x700, 176Kb)
Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода. 1890-ые

Дети, бегущие от грозы. 1872 (419x700, 98Kb)
Дети бегущие от грозы. 1872

За чаем. 1914 (599x700, 166Kb)
За чаем. 1914

Натюрморт. 1890-ые (525x700, 129Kb)
Натюрморт. 1890-ые

Болгарские мученицы. 1877 (467x700, 102Kb)
Болгарские мученицы. 1877

В Каирской кофейне. 1872 (700x545, 127Kb)
В Каирской кофейне. 1872

Перенесение священного ковра в Каире. 1876 (700x469, 137Kb)
Перенесение священного ковра в Каире. 1876

Араб в чалме. 1882 (583x700, 152Kb)
Араб в чалме. 1882

Египтянка с ребенком. 1875 (497x700, 134Kb)
Египтянка с ребенком. 1875

Дервиши в Каире. 1875 (700x541, 178Kb)
Дервиши в Каире. 1875

Селёдочница. 1867 (498x700, 53Kb)
Селёдочница. 1867

Обнаженная в черных чулках. 1890-ые (301x700, 75Kb)
Обнаженная в черных чулках. 1890-ые


Портрет сына в мастерской. 1882 (431x700, 123Kb)
Портрет сына в мастерской. 1882

Портрет жены художника Юлии Павловны Маковской (282x700, 79Kb)
"Портрет жены художника Юлии Павловны Маковской"

Портрет генерал-губернатора Восточной Сибири графа П.П.Муравьёва-Амурского (552x700, 87Kb)
"Портрет генерал-губернатора Восточной Сибири графа П.П.Муравьёва-Амурского"

Портрет Марии Михайловны Волконской (487x700, 90Kb)
"Портрет Марии Михайловны Волконской"

Портрет графа Сергея Георгиевича Строганова (484x700, 97Kb)
"Портрет графа Сергея Георгиевича Строганова"

Семейный портрет (531x700, 106Kb)
"Семейный портрет"

Портрет Александра II (466x700, 94Kb)
"Портрет Александра II"

Портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III (590x700, 85Kb)
Портрет императрицы Марии Федоровны, жены Александра III

Портрет  Александра II  на смертном ложе. 1881 (700x487, 93Kb)
Портрет Александра II на смертном ложе. 1881

Маленькие шарманщики. 1868 (545x700, 143Kb)
Маленькие шарманщики. 1868

Алексеич. 1881 (438x700, 111Kb)
Алексеич. 1881

В 1861 году Константин Егорович решает начать обучение в московском Училище живописи и ваяния. Учился Константин Маковский весьма успешно, получая многочисленные награды и призы. Его учителя, Е.С. Сорокин и К.С. Зарянко, привили ему серьезные навыки в рисунке, умение точно передавать материальность предметов. В 1866 году Маковский окончил училище и был удостоен большой серебряной медали за картину «Литературное чтение». Продолжая свое образование в Академии художеств в Петербурге, Маковский в 1869 году за картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», перекликающуюся по сюжету с рассказом Тургенева «Бежин луг», получил золотую медаль и звание художника первой степени. Своеобразным продолжением темы можно считать картину «Игра в бабки» (1870). Художник тонко подметил характерные черты своих маленьких героев, ему, несомненно, удался и русский сельский пейзаж, но, несомненно, одной из лучших картин в раннем творчестве Маковского можно по праву считать "Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" - подлинная галерея колоритных типов городских сословий. За это произведение Маковский был удостоен звания профессора АХ, где в тот период произошли коренные реформы, и бытовая живопись из гонимой превратилась в весьма поощряемую.
Следующая картина молодого художника - «В приемной у доктора» (1870) - привлекала внимание современников типичностью образов, оригинальностью сюжета, юмором. Русский критик В.В. Стасов писал «Нынешняя его «Приемная у доктора» - я надеюсь, все со мной согласятся - одна из примечательнейших и типичнейших картинок современной русской школы».
В 1863 году вместе с тринадцатью другими выпускниками Академии - претендентами на большую золотую медаль К.Маковский отказался писать картину на предложенный сюжет из скандинавской мифологии и покинул Академию, так и не выйдя на дипломную программу. Однако в том же году стал активным членом знаменитой петербургской Артели художников, возглавляемой Иваном Николаевичем Крамским.
В 1872-1873 годах художник пишет картину «Любители соловьев», за которую был награжден 1-й премией Общества поощрения художеств и был удостоен звания академика.
Вырабатывая свой собственный изящный и эффектный стиль, К.Маковский стал постепенно отходить от коллективных форм художественной жизни, превращаясь в "маэстро" с определенным кругом излюбленных тем, жанров и приемов живописи. Еще в ранние годы художник писал портреты на заказ, а вскоре превратился в модного портретиста. Портреты его работы, особенно женские и детские ("Портрет С.Л.Строгановой", 1864, ГТГ; "Портрет жены художника", 1881, ГРМ; "Семейный портрет", 1882, ГРМ; "Портрет М.Е.Орловой-Давыдовой", ГТГ). Прозрачная подвижная фактура, красочность и внимание к красивому антуражу стали главными причинами небывалого успеха живописи Маковского. Сам художник так, слегка иронично, вспоминал об этой стороне своей деятельности: "Лучшие красавицы наперебой позировали мне... Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей". Но окончательно то своеобразное явление, которое можно назвать "феноменом Константина Маковского", сформировалось только в 80-е годы, когда художник отошел от передвижников и стал устраивать персональные выставки своих произведений. В 1883 году он показал, таким образом, картину "Боярский свадебный пир в XVII столетии", которая была вскоре куплена в Америку. Это работа скорее интересна с этнографической точки зрения: художник тщательно выписывает костюмы персонажей, аксессуары, детали бытового окружения.
За ней последовали "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем" (1886), "Смерть Ивана Грозного" (1888), "Одевание невесты к венцу" (1890), "Поцелуйный обряд" (1895, ГРМ). Благодаря обилию бытовых подробностей, антикварной красоте антуража, "благородным" цветам, приведенным в единство общим золотистым тоном, эти произведения пользовались неизменным успехом, как в России, так и на международных выставках. На Всемирной выставке 1889 года в Париже К.Маковский за картины "Смерть Ивана Грозного", "Суд Париса" и "Демон и Тамара" был удостоен золотой медали. Иностранные коллекционеры охотно покупали экзотические "боярские жанры", поэтому большинство подобных работ художника ушло из России.
Несомненно, можно сказать, что восьмидесятые - начало девяностых годов - период расцвета творчества художника. В эти годы появляются на свет великолепные произведения, как «Крах банка» (1881), «Оправданная» (1882), «Свидание» (1883), «На бульваре» (1886-1887), «Ночлежный дом» (1889).
«В 1880-е годы художник очень большое внимание уделяет колориту, - отмечает Т. Горина. - В ряде работ этого времени совершенно очевидны настойчивые поиски чистоты и звучности цвета, естественности красок природы, солнечного света, прозрачности, легкости воздуха. Характерны в этом отношении такие картины, как «Две странницы», «Конная ярмарка на Украине», «Молебен на пасхе». В эти годы художник написал несколько редких для его творчества чисто пейзажных работ. К числу лучших из них относится «Кинешма. Набережная». Замечательным колористом и тонким психологом выступает В. Маковский в картине «Объяснение». Своим образным строем, светлым лирическим чувством эта картина близка рассказам А.П. Чехова...»


Фотография К.Е. Маковского. 1900-ые (327x330, 15Kb)
Фотография К.Е. Маковского. 1900-е


В поздний период творчества Маковский пишет мало, при этом проявляет себя великолепным рассказчиком и тонким знатоком человеческой психологии «Школьные товарищи» (1909), «Последняя ступень» (1911), «Приживалка» (1912), «Ожидание аудиенции» (1904), «На солнышке» (1885-1914).
В 1918 году Маковский, получив пенсию, покидает Академию художеств.
21 февраля 1920 года Константин Маковский скончался.

Легкий успех К.Маковского, его красочность и внимание к красивому антуражу, стали главными причинами небывалого успеха его живописи. Ведь именно он погружал человека в стихию красоты, в мир изящных предметов и утонченных чувств.
На фоне общей этической ориентации русского искусства XIX века он сохранял за живописью право на живописность.
http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post203272024/ 

Комментариев нет: