воскресенье, 27 февраля 2011 г.

Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933)

Младший брат Виктора Васнецова. А. Васнецов не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками: братом, И. Е. Репиным, В. Д. Поленовым и др.
Молодого художника интересует прежде всего пейзаж. Ранние его работы (1880-х гг.) не свободны от влияний старших современников. Постепенно набирая мастерство и силу, художник ищет пути к созданию обобщенных образов, в которых он сможет с максимальной полнотой выразить свое глубокое, интимное чувство связи с родной землей, с Родиной.


Лучшая вещь этого периода так и называется - "Родина" (1886). И не случайно А. Васнецов становится зрелым и оригинальным мастером, когда обращается к изображению знакомой ему с детства природы Русского Севера. Это не тихая, поэтичная Россия, но Россия первозданной силы и безудержного размаха, та, что рождает и могучих богатырей-защитников, и лихих удальцов-разбойников.

А. Васнецов. Родина. 1886.
























На рубеже веков из любви к русской истории, красоте старого быта и памятникам старой Москвы в творчестве художника возникает новый жанр - особый тип исторического пейзажа, в котором А. Васнецов пытается возродить облик и самую жизнь допетровской Москвы. В решении этой задачи органично соединились Васнецов-художник и Васнецов-исследователь. Здесь он не был одинок, в то время воссозданием быта и жизни допетровской России занимались и другие художники - А.П. Рябушкин, С.В. Иванов. Но как знаток старинной русской архитектуры Васнецов не знал себе равных.


В осадное сиденье. Троицкий мост и башня Кутафья (акварель, уголь; 1915).

Основание города Москвы. Постройка первых стен Кремля (акварель, уголь; 1903).

Площадь Ивана Великого в Кремле.17 век (акварель, уголь. 1903).

Пушечно-литейный двор на реке Неглинной в XVII век (картон, акварель, уголь; 1918).

Сад князя Жемчужного. Эскиз декорации (акварель, уголь; 1911).

Семиверхая угловая башня Белого города в XVII веке (акварель, уголь, карандаш; 1924).

Спасские Водяные ворота Китай-города в XVII веке (акварель, уголь, карандаш; 1922).

Стрелецкая слобода. Эскиз декорации (акварель, карандаш; 1897).

Стрелецкая слобода. Эскиз декорации (акварель, карандаш; 1897).

У стен деревянного города (литография; 1907).

Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке (акварель, уголь; 1926).

Царская площадка и Красное крыльцо Грановитой палаты в Кремле (акварель, уголь; 1904).

Воскресенский мост в XVII веке (акварель, уголь; 1921).

Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке (акварель, уголь, карандаш; 1916).

Кремль при Иване III (литография; 1922).

Медведчики (развлечение). Старая Москва (акварель, уголь).

Московский Кремль при Иване Калите (акварель, уголь, карандаш; 1921).

На крестце в Китай-городе (акварель, уголь; 1902).

Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век (акварель, уголь; 1918).

1 комментарий:

KachNU комментирует...

Стоит обратить внимание не только на степень детализации,но и на компоновку.Без композиции такие работы воспринимались бы как набор деталей.Ну и ,конечно же, без цвета,который в данном случае препятсвует дроблению.